Виталий Гинзбург. Разум и Вера

[Алексей Лотов. Комментарии.]



за 60 лет профессиональной работы как физика я ни одного раза не столкнулся с тем, чтобы в бесчисленных предложениях любителей физики, выдвигающих свои гипотезы о строении материи или пространства-времени, содержалось что-либо ценное.



Атеист отрицает всякое существование Бога, чего-то за пределами

природы.

[Неверно. Я, как последовательный атеист, дал определение Бога и показал, что такая сущность, такой уровень развития или такой предел развития субстрата духа, вполне может быть и он должен быть, иначе строение Мира выглядит незавершенным и негармоничным. Но в Бога я не верю, ибо знание ставлю выше веры.]



Кстати сказать, верующих в Бога или точнее, людей религиозных (то есть исповедующих какую-то религию, например, христианскую. а не пантеистов, деистов и т. д.) должно как мне представляется, удивлять наблюдающееся многообразие верований и направлений даже в пределах одной и той же религии.



Если бы Бог существовал, то он, казалось бы, вселил одну веру и одни и те же идеи в сердца верующих, а не допустил бы кровавые религиозные войны, инквизицию, распад того же христианства на разные конфессии и секты.

[тут, скорее всего, виновата биохимия мозга верующих и/или их тяжелое детство с деревянными игрушками, прибитыми к полу.]



Разве не поражает контраст с ситуацией в науке, для которой в наше время характерно глубокое

единство
есть одна мировая наука, не знающая национальных границ, не говоря уже об этнических границах!



Суровое требование "Познай самого себя", высеченное на храме в Дельфах, -

свидетельство основополагающей истины о том, что человек именно постольку

человек, поскольку он способен познать себя"



Совсем недавно РПЦ пришлось непосредственно столкнуться с современной наукой, она от науки отвернулась. Здесь имеется в виду идентификация останков царской семьи. Как известно, генетические экспертизы с полной достоверностью установили происхождение этих останков в согласии со всеми иными экспертизами. Но РПЦ не признала справедливости научной экспертизы.



Убежден, что православие, как и любая другая религия, чуждо науке и о какой-нибудь пользе здесь речи быть не может.

[истинно. Но, повторяю еще раз, сущность, обладающая основными свойствами, приписываемые Богу, должна существовать. А нет - на землянах лежит миссия создать такую сущность ]



я понимаю, что вера в Бога и религия способны помогать людям, особенно в тяжкие минуты.

[Лично я имею такой положительный опыт. Символ Бога есть символ Силы и дополнительных ресурсов, о которых ты не подозреваешь, а они есть и их можно и нужно попытаться задействовать. НЛПерцы - на моей стороне ]



Знакомство с богословием лишь укрепило мои атеистические убеждения, то есть интуитивное суждение о том, что существует лишь Природа и управляющие ею законы, которые познает или, во всяком случае, старается познать разум и руководимая им наука.

[Истинно. Но предел развития ВСЕХ цивилизаций в бесконечном Мире, где любая вселенная есть бесконечно малая часть его, есть сущность, принадлежащая Миру и обладающая свойствами Бога]



Совершенно не понятно также, как теисты могут объяснить множественность религий и,

главное, сохранить веру во всемогущего Бога, допускающего геноцид, безразлично взирающего на звериный оскал фашизма и большевизма, страдания многих миллионов людей. Богословы все это "объясняют", но это схоластические упражнения.



Только научные исследования способны приближать к истине, познание же истины в результате Откровений и чтения священных книг (Библии и т.д.) и сочинений отцов церкви, по убеждению атеистов, совершенно невозможно.



То обстоятельство, что верующих еще много, объясняется, в первую очередь, тем, что огромное большинство из 6 млрд. людей, обитающих на Земле, необразованны и далеки от науки. Видеть летающие самолеты, слушать радио и смотреть телевизор - еще недостаточно для того, чтобы приобщиться к современной цивилизации.



К тому же даже так называемая гуманитарная интеллигенция, в общем, образована весьма односторонне, и ее представители в отношении естественнонаучных знаний нередко еще находятся на средневековом уровне. Последнее утверждение неплохо иллюстрируется тем фактом, что на

вопрос о причине смены времен года сплошь и рядом дают неверный ответ.

[Это еще что! Некоторые думают, что звезды светят отраженным светом, как и Луна, от Солнца! ]



Слой же широко образованных людей очень тонок.



Число верующих составляет около 40% опрошенных в США. В то же время среди опрошенных членов Национальной академии наук США верующими назвали себя уже только 7%.



Я же убежден в обратном - в том, что со временем кризис религии только усилится и с торжеством образования и науки верить в чудеса, таинства и т.п. будет все меньше и меньше людей.

[Да. Но реальный живой Бог существует. Я даже пытаюсь в него верить! Вдруг подключусь на неком интерфейсе к его БД ]



Иоанн Павел II начинает свою энциклику, как уже упоминалось, сравнивая веру и разум с двумя крылами, "на которых дух возносится к созерцанию истины". Для атеиста подобная метафора представляется неправомерной, ибо, опираясь на одно из этих крыльев - на веру в Бога, успеха в познании истины достичь нельзя.

[Виталий, ты не прав! Немного запутался... Есть два полушария мозга и есть два механизма познания действительности - дискретная логика и непрерывное построение образов. Опять же принцип обратной связи: определяемое бытием сознание ОПРЕДЕЛЯЕТ бытие во имя смысла своего существования, который распространяется по кругу личности, общества и вечного будущего.]



Но если использовать все же привлекательный образ птицы в качестве символа прогресса, то можно предложить такую формулу: разум и воля - вот те два крыла, на которых

человеческая цивилизация и культура вознесутся ввысь.

[Принцип Полной Непротиворечивости - ППН и принцип "объект в ОБЪЕКТЕ" - "ов О" - вот те два крыла, на которых строится Древняя Философия Вечных Цивилизаций - ДФ ВЦ, которая приведет земную цивилизацию на путь вечного и бесконечного развития.]



Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган:

Слава Господня проявляется в познании того мира, который Он сотворил. Чем больше мы познаем мир, чем больше познаем Господа, как меру всех законов, тем ближе мы к Нему.

[материя=энергия=информация]